Содержание
Во многих странах, озабоченных ухудшением экологической обстановки, правительства принимают все меры к поощрению развития электротранспорта. Среди таких мер особо следует упомянуть отмену таможенных пошлин при ввозе электромобилей из-за границы. Как же дело с этим обстоит в России? Есть ли ввозные пошлины на электромобили в нашей стране, а если да, то по какому принципу они рассчитываются.
Немного статистики
Несмотря на все проблемы с электрозаправочной инфраструктурой и дороговизну электромобилей, их количество в России с каждым годом растёт. Согласно данным ГИБДД, количество авто на электрической тяге за последние два года выросло в 2,7 раза. На начало нынешнего, 2019 года в нашей стране их насчитывалось более 2,5 тыс. единиц. И значительную часть из них составлял автотранспорт, ввезённый из-за границы.
К примеру, из общего количества электрокаров, колесящих по российским дорогам, отечественная «Лада Эллада» составляет всего 3,7%, а наибольшая доля у японского «Ниссан Лиаф» – свыше 71,5%. Второе и третье места занимают, соответственно, «Мицубиси» i-MiEV с показателем в 11,7% и «Тесла» Модель S с 8% от общего числа машин с электрическим силовым агрегатом. На фоне этих цифр вовсе не праздным выглядит вопрос: «А есть ли пошлины на ввоз электромобилей в РФ?».
Законодательная база
Согласно положениям Таможенного законодательства, любая продукция иностранного производства, ввозимая на территорию РФ, должна облагаться таможенным сбором. Величина его индивидуальна для каждой группы товаров, и устанавливается распоряжение правительства. Не являются исключением и иностранные электромобили, ввозимые из-за рубежа в Россию.
Это определено в постановлении №872 от 2017г., где заодно даётся и определение термину «электромобиль». На сегодня растаможка авто с электрическим приводом производится на общих основаниях, и никаких льгот и преференций в этом вопросе не предусмотрено. В 2014г. постановлением правительства вводились нулевая пошлина на ввоз легковых электромобилей в Россию. Однако, уже в сентябре 2017г. эти таможенные послабления были отменены.
Необходимые документы
Правила растаможки электрокаров в 2019г. аналогичны правилам, действующим для автомобилей с ДВС. При пересечении границы, его владельцу придётся отогнать машину в гараж таможенной службы, предоставить на рассмотрение все необходимые документы, и ожидать получения ПТС. Этот срок, согласно нормативным актам, не должен превышать двух месяцев.
Но на деле могут происходить различные накладки, как связанные с обязательным оснащением ввозимых авто системами «Эра-ГЛОНАСС». Бывали случаи, когда автовладельцы по пять месяцев ожидали установки на их машину этой системы при пересечении границы. Но часто бывает, что вопрос решается гораздо быстрее, и тогда вся процедура занимает не более 3-х недель.
На таможне гражданин, ввозящий электромобиль из-за рубежа, обязан предоставить таможенным инспекторам следующий пакет документации:
- Заграничный и общегражданский паспорт для идентификации личности.
- Заявление, где следует указать точную дату прибытия автомобиля на конкретный таможенный пункт.
- Таможенная декларация, составленная в соответствии с формой №6. Если электромобиль транспортируется в закрытом контейнере, то необходимо сделать пометку о том, что груз не сопровождаем. Если же авто перегоняется из-за границы своим ходом, нужно пометить его как сопровождаемый груз.
- Расписка, в которой подтверждается внесение залога за таможенные действия. Документ заверяется подписью и печатью инспектора.
- Полный комплект технической документации на электромобиль – ПТС, правоустанавливающие документы, страховка, гарантийный сертификат.
После проверки предъявленной документации на подлинность, а автомобиля на соответствие указанным в бумагах сведениям, таможенная служба даёт «добро» на пересечение границы. Далее процедура сводится к оплате необходимых пошлин и завершению регистрации авто в ГИБДД.
Таможенные пошлины на электромобили
Правила сбора таможенных пошлин на электрокары в нашей стране менялись уже несколько раз. До 2014г. налоговый сбор в бюджет за оформление легковых электромобилей составлял 17% от их стоимости. Для электрогрузовиков эта сумма равнялась 15% от стоимости автомобиля. Но в 2014г. правительство решило либерализировать сбор госпошлин для авто на электрической тяге. В результате, сборы на ввоз легковых электрокаров был вовсе отменён, а для грузовиков снижен до 5%.
Однако, на фоне разразившегося финансово-экономического кризиса, в 2017г. все эти послабления таможенного законодательства были отменены. Размер таможенного сбора при ввозе электромобиля из-за границы вернулся к тому, что существовал до 2014 года, то есть 17% с легковых, и 15% – с грузовиков. После отмены нулевых пошлин на электромобили, общий размер суммы, взимаемой за растаможку, слагается из нескольких платежей:
- Таможенный сбор, равный вышеуказанным 17% и 15% для легковушек и грузовиков с электрической силовой установкой. Данный платёж взимается с юридических лиц при ввозе электрокаров любого возраста, и для частных граждан, ввозящих электрические авто возрастом более 3-х лет.
- НДС, размер которого в наступившем 2019 году увеличен до 20%.
- Акцизный сбор, зависящий от мощности электродвигателя ввозимой машины.
- Если возимая машина имеет с возрастом менее 3-х лет, то её владелец освобождается от 17% таможенного сбора и НДС. Вместо этого он уплачивает единый налог. Размер его устанавливается в зависимости от стоимости электромобиля: при цене авто менее 8,5 тыс. €, ставка составит 54%, а при цене нового электромобиля свыше этой суммы, налоговая ставка равняется 48%.
- Утилизационный сбор. Он предусмотрен для всех категорий автомобилей, что с бензиновым/дизельным двигателем, что с электрическим. Сумма данного сбора зависит только от предназначения ввозимого электрокара и статуса собственника. За коммерческий автотранспорт придётся заплатить больший сбор, чем за транспорт, предназначенный для личного использования. Также большая сумма будет начислена предприятиям-собственникам, чем рядовым гражданам.
Как видим, ввозная пошлина на электромобили в России составляет достаточно крупную сумму. Это является одним из камней преткновения для развития электрического автотранспорта в нашей стране. Поскольку стоимость электрокаров в среднем на 20-30% больше цены аналогичных по классу машин с ДВС, то и таможенные сборы за их ввоз получаются больше.
Вопрос об отмене таможенных пошлин
Вместе с тем, с самого момента отмены нулевых пошлин, произошедшего в сентябре 2017г. в обществе и во властных структурах поднимается вопрос о новом введении таможенных преференций на ввоз электромобилей и гибридных автомобилей. Последние известия на это счёт пришли из Госдумы. Депутаты от фракции ЛДПР предложили министру промышленности и торговли РФ произвести отмену пошлин на вышеуказанные виды автотранспорта.
Своё предложение депутаты обосновали необходимостью улучшения экологической обстановки в крупных городах и в стране в целом. Популяризация электрического автотранспорта сыграло бы в этом, по их мнению, немаловажную роль. Реакция Министерства торговли на эту инициативу пока не поступала, но, по мнению ряда экспертов, в скором времени вполне можно ожидать введения неких послаблений в правила растаможки автомобилей с электрической или гибридной силовой установкой.