Первый российский электромобиль

Первый российский электромобиль

Для современного автолюбителя слово «электромобиль» является эквивалентом чего-то инновационного и ультрасовременного. Сразу же на ум приходят высокотехнологичные скоростные «Теслы» из американской Силиконовой долины. Однако, история современных электрокаров начиналась вовсе не в конструкторских лабораториях корпораций-автогигантов. Мало кто знает, что уже в конце XIX века по улицам Санкт-Петербурга ездил первый русский электромобиль конструкции инженера Ипполита Романова.

Первые шаги электрических авто

Если спросить рядового автомобилиста, в каких годах появились электромобили, он начнёт усиленно вспоминать, когда же он впервые в своей жизни увидел гибридный или полностью электрический автомобиль. Чаще всего ответ будет звучать – лет 20-25 назад. Но, оказывается, история электромобиля на электрической тяге насчитывает уже второй столетие.

Как это ни удивительно звучит, но первый транспорт, работающий на электричестве, был изобретён намного раньше, чем на свет появился двигатель внутреннего сгорания. Пионером в области электро-автомобилестроения следует признать венгерского изобретателя Джедлика, который в далёком 1828г. смастерил небольшую тележку, двигающуюся при помощи электрического моторчика. Передвигаться на тележке нужно было стоя, ехала она только по ровной поверхности из-за малой мощности двигателя. Внешне скорее напоминала современный скейтборд, нежели полноценный автомобиль.

Первый российский электромобиль

Но уже во второй половине XIX в наступила эра расцвета электромобилестроения. Во всех передовых странах мира конструкторы занимались созданием собственных модификаций электрических авто. К слову, в конце того же 19 века автомобили впервые пересекли планку скорости в 100 км/ч. И сделал это именно электромобиль, получивший от своего создателя весьма претенциозное название «Всегда недовольная» — на испытаниях он смог разогнаться до рекордных для позапрошлого века 105 км/ч.

Конструктор Романов

Не отставали от своих Европейских и Американских коллег и российские изобретатели. Самых выдающихся успехов на поприще создания электрокаров у нас добился инженер Ипполит Романов. Уроженец Тифлиса, дворянин по происхождению, он получил блестящее техническое образование. Уже с молодости начинающий инженер увлёкся электротехникой, загоревшись идеей создания самодвижущегося транспортного средства на электрической тяге. Именно изобретатель Романов в итоге и стал создателем первого электромобиля в нашей стране.

Электромобиль «Кукушка»

Переехав в столицу Российской империи, инженер Романов смог развернуть свой талант в полной мере. В 1899г. в Санкт-Петербурге по чертежам инженера и под его непосредственным руководством был построен самый первый электромобиль в России, получивший шутливое прозвище «Кукушка». Сам создатель именовал своё авто не иначе как «кэбом», на английский манер. Собраны два первых прототипа были в механической мастерской «Неллис & Фрезе».

Внешне он напоминал небольшую двухместную карету, в которой пассажиры сидели лицом вперёд в отдельном салоне. Водитель, подобно кучеру, располагался снаружи, сидя позади пассажиров на специальной открытой платформе. «Кукушки» были созданы в двух вариантах кузова. В первом пассажирский салон был выполнен по принципу кабриолета, с убирающимся вверх брезентовым тентом. Он, в случае необходимости закрывал пассажиров от дождя. Второй вариант имел закрытый салон с остеклёнными окнами.

Первый российский электромобиль

В движение эту электрокарету приводили моторы оригинальной конструкции, которые питались от аккумуляторных батарей, созданных самим же Романовым. Располагались электродвигатели и АКБ позади салона, под «капитанским мостиком». Ведущими были передние колёса, на которые крутящий момент передавался посредством понижающих редукторов и цепного привода. Все колёса были обрезинены для большей мягкости хода. Смягчению дорожных неровностей служила и особая форма подвески: колёса крепились к раме при помощи стальных пружин.

Для первого своего электромобиля конструктор реализовал идею раздельного привода: каждое ведущее колесо в движение приводил свой мотор. Подобная схема дала возможность полностью отказаться от дифференциала. Задние колёса служили для разворота, и управлялись через рулевую колонку мускульной силой водителя. В тёмное время суток дорога освещалась электрическими фарами, выполненными в виде фонарей.

Эксплуатационно-технические характеристики

Первый электромобиль в Российской империи обладал следующими эксплуатационно-техническими характеристиками:

  • Суммарная мощность обоих электродвигателей – 6 л.с.
  • Максимальная скорость – 39 км/ч.
  • Запас хода на одной зарядке АКБ – 60 км/ч.
  • Количество скоростей – 9.
  • Тормозная система – механический и рекуперативный тормоз.
  • Пассажировместимость – 2 чел + водитель.
  • Снаряженная масса – 720 кг.

Принцип рекуперативного торможения, сегодня широко применяющийся на электрокарах, был для 19 века настоящей инновацией. Электроэнергия, выделяющаяся при трении тормоза об оси автомобиля, направлялась обратно в АКБ, тем самым увеличивая его пробег. Наличие девяти скоростей позволяло плавно менять динамику движения, начиная от 1,5 км/ч до максимальных 39.

Габариты первого варианта «Кукушки» были таковы:

  • Колёсная база – 1,17 м.
  • Длина – 2,1 м.
  • Ширина – 1,36 м.
  • Высота – 2,2 м.

Второй вариант авто получился значительно длиннее, до 3 метров, и ниже на 40 см, что придало ему дополнительную устойчивость. Отличительной особенностью первого электромобиля в России была его малая масса. Он весил чуть более 700 кг, что для полноразмерных электрокаров того времени было удивительно. К примеру, аналогичная «Кукушке» по габаритам французская машина компании «Жанто» имела вдвое большую массу — 1,44 т. Столь значительно снизить вес автомобиля удалось благодаря аккумуляторным батареям оригинальной конструкции. АКБ Романова были почти вдвое легче аккумуляторов той же французской конструкции.

Снизить массу электромобиля помогла широкое использование в конструкции рамы полых трубок. А сам кузов изготавливался из композитных материалов, выполненных по передовой для 19 века технологии. Для этого использовали прочный холст, на который напрессовывали древесные опилки, пропитанные смолой. В результате получался прочный и лёгкий аналог современных полимеров, изготовленных методом прессования.

Первый российский электромобиль

Судьба детищ инженера Романова

Одновременно с работой над «Кукушкой», Романов трудился и над проектом первого российского электрического автобуса. Его электроомнибус, рассчитанный на перевозку 17-20 человек, впервые пробежал по улицам Северной столицы в начале 1901 году, всего через пару лет после появления на свет «Кукушки».

Однако, все проекты талантливого русского инженера так и остались не реализованными в полной мере. На пути их развития, как это ни парадоксально звучит, встали те же препятствия, что мешают широкому развитию электротранспорта в современной России 21 века:

  1. Проблемы с подзарядкой АКБ, так как пожарная инспекция того времени категорически запрещала проводить электричество в уличные подсобные помещения, к которым относились и «каретные сараи» (так тогда именовались гаражи).
  2. Высокая стоимость электромобилей. Так, для постройки 80 электрических омнибусов для городских линий требовалась сумма в 500 тыс. царских рублей. Это была баснословная по тем временам сумма, изыскать которую не смогло даже градоначальство Петербурга.

А после всех проволочек и поиска необходимых средств, окончательный крест на проектах первых русских электрических автомобилей конструкции Романова поставила эпоха бурного развития ДВС. Бензиновые и дизельные машины, более дешёвые, мощные и простые в обслуживании, на целое столетие отодвинули электрокары на задворки автомобилестроения. В итоге, все изобретения талантливого инженера-конструктора Ипполита Романова были забыты и с годами утрачены. Сам он после революции эмигрировал в США, где и умер в Нью-Йорке в 1944г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector