Первый гибридный автомобиль в мире

Первый гибридный автомобиль в мире

При словосочетании «гибридный автомобиль» у многих автолюбителей сразу встаёт перед глазами «Тойота Приус», или другие, подобные её высокотехнологичные авто. И многие бы из современных людей очень бы удивились, что история гибридных машин насчитывает без малого полтора столетия. Какие же модели следует считать первыми гибридными автомобилями в мире?

Немного предыстории

Под термином «гибридный автомобиль» принято понимать транспортное средство, в котором в качестве силовой установки применяются два разных вида двигателей. В более узком смысле, это машины, оснащённые бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания, и электрическим мотором. Подобная компоновка многим покажется весьма передовой и технически сложной. Однако, впервые проекты гибридной техники появились уже в первой половине XIX века.

 

первый гибридный автомобиль в мире

А в 1839г. шотландским инженером-электротехником Р. Андерсоном был сконструирован первый гибридный автомобиль. Правда, он разительно отличался от того, что мы сегодня подразумеваем под словом «гибрид». Основной силовой установкой этого «средства передвижения» (полноценным автомобилем его назвать ещё было нельзя) был паровой котёл. В качестве дополнительного силового агрегата использовался электрический двигатель, работающий на не заряжаемых источниках питания.

То есть, по сути, это был обычный паровой локомобиль, имевший вспомогательный электродвигатель, приводящийся в действие одноразовыми «батарейками». Правда, эти батарейки весили несколько десятков килограммов и были весьма дорогостоящими. Максимальная скорость, которую он развивал, составляла всего 10 км в час, что было значительно меньше, чем у любого конного экипажа. Понятное дело, что паро-электромобиль шотландца не нашёл широкого спроса, так и оставшись на стадии эксперимента.

Гений Фердинанда Порше

Новую жизнь в идею автомобилей-гибридов вдохнуло изобретение ДВС и перезаряжаемых аккумуляторов. Спустя долгих 60 лет, отмеченных созданием различных проектов и экспериментальных конструкций гибридов, по большей части неудачных, на свет появилось авто, заслужившее широкое внимание специалистов и простой публики. Им стал гибридный автомобиль немца Фердинанда Порше, показанный им на Парижском автосалоне в 1900г.

 

первый гибридный автомобиль в мире

Здесь следует пару слов сказать о легендарном создателе этого первого гибридного автомобиля в мире, который можно признать, в отличие от его предшественников, полностью «жизнеспособным». Простым россиянам он известен как основатель культового автоконцерна «Порше» и создатель «народного автомобиля» Фольксваген-Жук. Ну а наши деды и прадеды встречались на полях Отечественной войны с такими детищами этого немецкого изобретателя, как танк «Тигр» и тяжёлая самоходка «Фердинанд», кстати, названная в честь своего конструктора.

Родился будущий прославленный конструктор в Австро-Венгрии в 1875г., и в возрасте 18 лет поступил на работу в первую в стране фабрику по производству электрооборудования. Талантливого молодого человека вскоре заметило руководство компании. И в 1897 году 22-летний Фердинанд был назначен ответственным за создание первого австрийского электромобиля, который планировалось запустить в массовое производство. Работы велись совместно с фирмой Людвига Лохнера, который являлся поставщиком конных экипажей для австрийского императорского двора.

Итогом этого сотрудничества стал автомобиль Lohner-Porsche, который в первой, электрической версии, был представлен на суд общественности в 1900г. на ежегодном автосалоне в Париже.

Конструкция и технические характеристики гибрида «Всегда живой»

Первый же показ электромобиля Lohner-Porsche произвела настоящий фурор. Компактная машина абсолютно бесшумно пронеслась по демонстрационной дорожке с неплохой для того времени скоростью в 40 км/ч. Успех первого детища Фердинанда Порше не остался незамеченным на родине, в Австрии. Заказы на его первый автомобиль посыпались от частных покупателей, почтовых и пожарных служб. В итоге молодой Порше, даже не имевший высшего образования, стал почётным членом Венской технической академии.

 

первый гибридный автомобиль в мире

Менее, чем через год Порше представил усовершенствованный вариант электрокара «Лохнер-Порше», имевший гибридную силовую установку. В новом авто электродвигатель работал в паре с бензиновым ДВС. Это позволило решить основную проблему электромобилей того времени – недостаточный запас хода. Как бы в насмешку над своими конкурентами, Фердинанд назвал новинку «Semper Vivus», что в переводе с латыни означает «Всегда живой». Этим он особо подчеркнуть значительный запас хода своего нового авто – целых 200 км, что для начала ХХ века было поистине удивительно.

В конструкции первого бензино-электрического гибрида была использована оригинальная для того времени схема: электродвигатели располагались непосредственно на полуоси каждого ведущего колеса. У полностью электрической версии ведущими были передние колёса. А вот у гибридного варианта «Semper Vivus» была уже использована полноприводная схема. В движение автомобиль приводили четыре электродвигателя, работавшие от аккумуляторных батарей.

 

первый гибридный автомобиль в мире

Два бензиновых двигателя выступали в конструкции «Всегда живого» во вспомогательном качестве. Они служили приводом для 2-х генераторов тока, которые подзаряжали АКБ. Для запуска ДВС использовались те же генераторы. Для этого просто следовало переключателем сменить полярность, и ток от аккумуляторов шёл уже на свечи зажигания, а сами генераторы работали в качестве стартеров. Гибридный автомобиль «Semper Vivus» был показан на Парижской выставке в следующем, 1901 году, где повторил бурный прошлогодний успех своего электрического предшественника.

В Австрии первым приобретателем «Semper Vivus» стал наследник престола Франц Фердинанд Габсбург. На этом полноприводном гибриде он инспектировал воинские части на учениях, и остался весьма доволен ходовыми качествами первого отечественного бензино-электрического авто. Позднее, для удешевления стоимости машины, Порше несколько переработал конструкцию, убрав один бензиновый двигатель. При этом на машину был поставлен одноцилиндровый ДВС от «Мерседес», который приводил в движение задние колёса, в то время, как передние вращались двумя электромоторами.

Эксплуатационно-технические характеристики первого гибридного автомобиля с двумя ДВС были таковы:

  • Снаряженная масса – 1,2 т.
  • 2 бензиновых двигателя по 3,5 л.с. каждый.
  • 2 электромотора по 2,5 л.с. каждый.
  • 2 генератора с выдаваемым напряжением по 90 вольт и силой тока по 20А.
  • Запас хода на полной заправке и полной зарядке АКБ – 200 км.
  • Вариант с одним ДВС имел мощность бензинового двигателя в 19 л.с.

Последующие несколько лет можно назвать эпохой расцвета компании Lohner-Porsche. Из её цехов выходили гибридные легковушки, грузовики, омнибусы и даже техника экстренных служб – пожарные автомобили и кареты неотложной помощи. Но уже очень скоро более простые и дешёвые машины на ДВС показали свою большую жизнеспособность по сравнению с электрокарами и гибридами. В итоге, уже в 1906г. Фердинанд Порше отказался от производства гибридных моделей, полностью сосредоточившись на бензиновых и дизельных автомобилях.

Но что особо интересно, Фердинанд Порше, по какой-то причине не стал получать официальный патент на технологию бензино-электрических гибридов. Это было сделано только в 1905 году бельгийским автомобильным конструктором Пайпером.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector