Особенности взимания транспортного налога на электромобили в России

Особенности взимания транспортного налога на электромобили в России

Ещё пару десятилетий назад автомобили на электрическом приводе казались чем-то из области фантастики. Но, научно-технический прогресс движется семимильными шагами, и уже электрокар выглядит экзотикой разве лишь в отдалённой глубинке. Между тем, авто с электромотором вместо ДВС, согласно действующему законодательству, являются полноценным транспортным средством. В связи с этим, возникает закономерный вопрос: а есть ли транспортный налог на электромобили в России 2019?

Есть ли налог на электромобили в РоссииЗаконодательная база

Взимание налога со всех владельцев транспортных средств предусмотрено положениями налогового законодательства РФ. Все аспекты и нюансы начисления, и порядок оплаты регламентированы главой №29 НКРФ. Данный вид налогов был введён в РФ совсем недавно – только в 2003г. Цель введения нового вида налогового сбора состояла во взимании с автовладельцев компенсационных платежей за вред, наносимый их транспортными средствами окружающей среде, а также дорожной инфраструктуре.

Вообще, транспортный налог вводился в качестве временной меры, которая должна была действовать лишь до 2009г., когда его заменили бы акцизные сборы за топливо. Но вот наступил 2009г., акцизы на бензин и соляру ввели, а транспортный налог отменить «забыли». Как говориться, в России нет ничего более постоянного, чем временное явление. Тем более, если это нововведение перекладывает часть финансового бремени с бюджета непосредственно на плечи автовладельцев.

Дело в том, что государство ежегодно тратит огромные суммы, измеряемые миллиардами рублей, на ремонт дорожного покрытия. Не меньшие суммы идут из госбюджета на преодоление экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и почвы вредными веществами, содержащимися в выхлопных газах. В итоге правительство, весьма справедливо решило, что лица, причастные к износу дорог и загрязнению окружающей среды должны содействовать ликвидации последствий этого.

Транспортные налоги относятся к числу региональных. То есть, каждый субъект РФ имеет право самостоятельно устанавливать ставку налогообложения. Единственное условие – эта ставка не может быть более, чем в 10 раз выше или ниже базовой ставки, принятой на федеральном уровне. Все собранные деньги региональные власти обязаны пускать на ремонт дорог и решение экологических проблем.

Есть ли налог на электромобили в России

Налогооблагаемая база

Исходя из целей введения транспортного налога, выходит, что налогооблагаемой базой является любой автомобиль, независимо от его марки, мощности и прочих характеристик. При этом статья №361 НКРФ не делается исключения даже для электромобилей. Поэтому ответ на вопрос «Есть ли налог на электрокары в России?» будет однозначным – «Да, есть!». Единственное исключение из общего правила составляют:

  1. Легковые авто, мощностью менее 100 л.с., владельцами которых являются инвалиды, или если данная машина используется для перевозки инвалида.
  2. Автомобили, принадлежащие государственным и муниципальным ведомствам: коммунальным и экстренным службам, органам власти, силовым структурам.

Многим владельцам электрических авто это может показаться несправедливым, ведь их автотранспорт позиционируется как экологически чистый. Но не стоит забывать, что даже самый экологичный автомобиль всё-таки передвигается по дорогам общего пользования, которые нуждаются в регулярном ремонте. Поэтому взимание транспортных налогов на электромобили в РФ представляется весьма разумным и справедливым. Согласно статье №357 НКРФ, в качестве налогоплательщика выступает тот гражданин, на чьё имя зарегистрирован электрокар.

Есть ли налог на электромобили в России

Размеры налоговой ставки

Размеры налоговой ставки на авто определены пунктом 1 ст. №361 НКРФ, и зависят от следующих факторов:

  • Мощность двигателя.
  • Регион регистрации авто.

Налог на электромобиль в России рассчитывается по тем же ставкам, что и для машин с ДВС. Единственная разница состоит в том, что мощность двигателя для электрокаров обозначается не в лошадиных силах, а в киловаттах. Чтобы точно установить, какой транспортный налог на электромобили вашего класса предусмотрен в регионе регистрации, следует знать мощность электродвигателя и базовую ставку налогообложения для данного субъекта федерации.

Для примера, в Москве, все электромобили разбиваются на 5 классов мощности: 1-й с мотором менее 73 киловатт, 5-й с силовой установкой мощнее 184 киловатт. Соответственно, и размер налоговой ставки для них различен. С 1-го класса берут 2,5 рубля за каждый киловатт, а с 5-го класса уже 15 рублей. К слову, каждый регионы вправе по своему усмотрению снижать размер налога на электрокары, но они этим правом пользуются не очень охотно. Единственные преференции, которые действуют для электрических автомобилей в Москве, это возможность бесплатной парковки на некоторых муниципальных стоянках, и возможность бесплатной подзарядки на электрозаправочных станциях.

Есть ли налог на электромобили в России

Перспективы отмены налога на электромобили

В нашей стране с завидной регулярностью поднимается вопрос о необходимости введения на государственном уровне льгот для владельцев машин на электрической тяге. Связано это с довольно низкой популярностью подобного транспорта среди российских автолюбителей. Однако, как говорится, «воз и ныне там». Никаких госсубсидий на приобретение электромобилей, ни даже снижения налогового бремени до сих пор не предусматривается.

Поэтому несколько странно выглядят планы Министерства транспорта РФ об увеличении к началу 2020-х годов количества электрокаров в России до 200 тысяч единиц. Первые попытки законодательной дифференциации электрических и бензиновых/дизельных авто были приняты ещё в 2015г., но данная инициатива так и осталась только на бумаге.

В наступившем году вопрос о предоставлении «налоговых каникул» для владельцев электромобилей, был поднят в Госдуме депутатами фракции ЛДПР. Свою инициативу депутаты объяснили резким ухудшением экологии в крупных городах из-за резко увеличившегося в последние десятилетия количества автотранспорта, работающего на бензине и солярке. Вопрос, отменят ли налоги на электромобили в России в 2019 году, пока остаётся открытым.

А как в других странах?

Пока российские депутаты рассматривают возможность отмены налога на электромобили в РФ, в других странах продвинулись по пути популяризации экологически чистых авто гораздо дальше. Белоруссия отменила все таможенные пошлины на ввозимые из-за границы электрокары. Одновременно с этим было отменено взимание НДС с зарядного оборудования, выпускаемого в стране. Госкорпорация «Беларусьнефть» была назначена правительством ответственной за строительство широкой сети электрозаправок на всей территории страны.

А есть ли налог на электромобили в странах Запада с их культом экологической чистоты? Полностью освобождены от взимания транспортного сбора владельцы электрокаров в США. В Германии собственники электрических авто не только освобождаются от налога, но даже наоборот, государство выплачивает при покупке машины на электрической тяге субсидию от 3 до 4 тысячей €. Ежегодно расходы на подобные платежи в Германии составляют порядка 1,2 миллиарда €.

Будем надеяться, что и в нашей стране вскоре поймут, насколько важна экологическая чистота для здоровья нации, и будут наконец-то приняты реальные шаги к популяризации электромобилей среди отечественных автолюбителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector