Можно ли самостоятельно рассчитать дальность пробега электромобиля

Можно ли самостоятельно рассчитать дальность пробега электромобиля

Одним из основных эксплуатационно-технических показателей автомобилей на электрической тяге является их дальность пробега на одной зарядке. Все ведущие производители электрокаров стремятся максимально увеличить данный показатель, используя самые современные технологии. Начиная от широкого применения в конструкции композитных материалов для облегчения веса авто, и заканчивая установкой более мощных ходовых АКБ.

Но, в реальности технические параметры пробега могут значительно отличаться от указанных производителем. В связи с этим у владельцев электромобилей зачастую возникает вопрос: а можно ли самому рассчитать дальность пробега своего «железного коня», а если да, то каким образом это делается. В данной статье рассмотрим какие способы расчета пробега электрических авто имеются, и как самому вычислить с высокой степенью вероятности реальные возможности электромобиля.

Официальные способы расчета пробега

Показатель максимального пробега автомобиля складывается из целого ряда составляющих. Для авто с ДВС это ёмкость топливного бака, объём двигателя, стиль езды (городской или загородный), коэффициент лобового сопротивления и т.д. Для электрокара все эти факторы также актуальны, кроме тех, что связаны с топливом: вместимость бензобака здесь заменяет ёмкость аккумуляторных батарей.

как вычислить дальность пробега электрокара

Также значительную роль при определении пробега играют условия, в которых производится тестирование. На сегодня существуют три основные независимые организации, занимающиеся тестирование электромобилей с целью определения их реального пробега. Это:

  • Международная WLTP – единая процедура по оценке экологичности и топливной эффективности легковых авто.
  • Европейский NEDC.
  • Североамериканский EPA.

Все эти организации располагают своими технологиями и стандартами при определении реальных возможностей электромобилей. В результате показатели данные вычислений дальности пробега для одной и той же модели могут значительно различаться. Возьмём для примера «Ягуар» I-Pace. Если сравнить между собой результаты ходовых испытаний от всех трёх вышеперечисленных организаций, то получается весьма большой разброс в результатах:

  • По WLTP дальность пробега «Ягуар» I-Pace на одной зарядке составляет 240 миль.
  • По NEDC – 298.
  • Согласно данным EPA – целых 335 миль.

Как видим, разброс между тестовыми данными пробега WLTP и EPA разница составляет почти 100 миль! Результат не просто существенный, но невероятный, учитывая, что тестировался один и тот же электромобиль. Рассмотрим, как вычисляется пробег по различным стандартам, чтобы понять, откуда берутся столь разные цифры.

Тесты всех трёх организаций проводятся в лабораторных условиях, а не на реальной трассе. Дорогу здесь заменяют вращающиеся ролики, а вот во всём остальном имеются большие различия. По окончании испытания замеряется расход электроэнергии АКБ на прохождение 1 мили. А отсюда, зная максимальную ёмкость ходовых батарей, вычисляются данные об общем пробеге автомобиля.

Тест EPA

Североамериканская федеральная программа тестирования EPA была разработана в 1978г., и первоначально касалась лишь авто с ДВС. Позднее в неё были внесены корректировки, и она охватила также электромобили. Базовые условия тестирования: длина заезда – 11 миль, средняя скорость – 21 миля/час. Кроме того, имеются отдельные тесты, имитирующие езду по городу с частыми кратковременными остановками и ускорениями, и по загородной трассе с ровной скоростью в 100 км/ч на протяжении 10 миль.

Скорости, на которых проходят испытания электрокары в США намного ниже официально разрешённых для городских улиц или загородных трасс. С этим и связан тот большой пробег, который показывают электрокары при тестировании дальности хода по стандартам EPA.

как вычислить дальность пробега электрокара

Тест NEDC

Европейский тест предусматривает продолжительность испытательного заезда в 20 минут, при максимальной скорости 120 км/ч. При этом 2/3 пути имитируют езду по городским улицам, а 1/3 – загородную трассу. Более высокие тестовые скорости приводят к повышенному расходу электроэнергии АКБ, что отражается и на величине пробега. Обычно он на 20-25% меньше, чем показатели EPA.

как вычислить дальность пробега электрокара

Тест WLTP

Длительность пробега при тестировании авто по международному стандарту WLTP 30 минут, и состоит из четырёх фаз, две из которых имитируют городской цикл, а ещё две – загородную трассу. Средняя и максимальная скорость здесь гораздо выше, нежели у тестов NEDC и EPA: соответственно 46 км/ч и 132 км/ч. Такие высокие скорости, на которых проводится испытание, ведут к перерасходу энергии АКБ, и в итоге величина пробега электромобиля значительно падает.

Самостоятельный расчёт пробега электрокара

В связи с таким большим разбросом в данных относительно реальной величины пробега у многих автомобилистов, имеющих электромобиль, возникает вопрос: «А можно ли самостоятельно определить реальную величину пробега на одном заряде АКБ?». Здесь имеются два способа:

  • Теоретический.
  • Практический.

Расчёт по онлайн-калькулятору

Теоретический способ является усреднённым, и опирается на технические данные электромобиля. Производится он по сложным формулам, разработанным в конструкторских бюро автоконцернов, для определения потенциальных возможностей проектируемого автомобиля. Для простого автолюбителя подобные расчёты вряд ли будут по силам. Но в интернет-пространстве в последнее время появилось несколько специализированных сайтов с электронными алгоритмами расчёта величины пробега для электромобилей. Один из таких калькуляторов располагается по адресу https://carbonbike.ru/calculator-elektrotransporta.

Для вычисления теоретического пробега вашего электрокара, потребуется ввести в алгоритм некоторые технические данные:

  1. Полная масса автомобиля, согласно техпаспорту.
  2. Показатель аэродинамического сопротивления. Для легковых авто он в среднем составляет 0,4, для автобусов и грузовиков – порядка 0,7.
  3. Площадь поперечного сечения корпуса. Для легкового электромобиля она принимается в среднем за 1,5 кв.м, для грузовиков и автобусов – за 4 кв.м.
  4. Трение качения. По асфальту составляет 0,015, для грунтовой дороги – 0,03, по песку – 0,3, по грязной грунтовке с лужами – 0,1.
  5. КПД электродвигателя. Зависит от стиля езды: быстрая равномерная скорость – КПД 80-90%, а при городском цикле езды этот показатель падает до 30-40%.
  6. Коэффициент Пекерта. Делает поправку на индивидуальные показатели АКБ при пиковых нагрузках. Для новых литий-ионных АКБ он берётся единицу, а с течением времени он возрастает примерно по 0,1-0,2 в год.
  7. Мощность электродвигателя.
  8. Средняя предполагаемая скорость вождения.

Вставив перечисленные данные в онлайн-калькулятор, можно с высокой долей точности определить реальный пробег вашего авто в реальных условиях.

Практический расчёт

Но, пожалуй, самым простым и надёжным является практический расчёт дальности хода. То есть, тяговая АКБ заряжается до максимального уровня, после чего на ней проезжается определённое расстояние, вплоть до её разрядки до нижнего допустимого предела. Это позволит точно установить величину пробега для конкретного автомобиля в определённом режиме вождения, с учётом его технического состояния. При этом нужно следить за показателями заряда, чтобы к моменту разрядки АКБ не оказаться вдали от электрозаправочной станции или другого источника электроэнергии.

как вычислить дальность пробега электрокара

Плюсом такого метода перед теоретическими расчетами или лабораторными тестами является возможность получить реальные данные для вашего автомобиля. Лабораторные тестирования и тем более онлайн-калькулятор не учитывает множества нюансов, напрямую влияющих на величину пробега. Это:

  • Использование дополнительного электрического оборудования (кондиционеров, мультимедиа, оптики).
  • Изношенность АКБ – с течением времени показатели их электроёмкости значительно снижаются.
  • Температура воздуха. Большинство тестов проводится при to = 20-25о. Зимой же ёмкость АКБ может снижаться на 25-40% по сравнению с летними показателями.
  • Езда по пересечённой местности. Движение в гору отнимает у АКБ намного больше энергии, чем езда по ровной трассе.

Имеются другие факторы, влияющие на реальную величину пробега электрокара. Поэтому, самым точным способом установить дальность пробега для конкретного электромобиля являются реальные ходовые испытания.

Дорогие посетители нашего сайта! Оставляйте комментарии, а также делитесь с другими своими впечатлениями, если вы являетесь владельцем или разбираетесь в электромобилях. Мы всегда рады узнать новое и полезное о них. С уважением, Energycars.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector