Гоночные электромобили для формулы Е и прочих спортивных состязаний

Гоночные электромобили для формулы Е и прочих спортивных состязаний

Автомобили на электрической тяге всё плотнее входят в нашу жизнь. Сегодня гибридные и полностью электрические машины во многих странах мира стали обыденной повседневностью. Но в последние годы электрокары стали всё настойчивее проникать в область, которая всегда являлась «вотчиной» авто с ДВС – шоссейные и кольцевые гонки.

Первые гоночные электромобили начали строиться ещё более века назад. Достаточно сказать, что первым среди машин порог в 100 км/ч преодолел именно электрокар под названием «Всегда недовольная». В 1899г. этот автомобиль с двумя 50-киловаттными электродвигателями, сконструированный бельгийцем Женатци смог разогнаться до 105,8 км/ч.

Спортивные электрокары

Гоночные турниры для электромобилей

В настоящее время имеется несколько регулярных гоночных соревнований, в которых принимают участие спортивные электромобили:

  1. Формула-Е – самые известные на сегодня соревнования среди гоночных электромобилей. Впервые были организованы в 2014г., и с тех пор проводятся ежегодно. В соревнованиях участвуют спорткары одинаковой конструкции, в создании которых принимают участие такие компании, как «Уильямс», «Макларен», «Рено». Многие пилоты Формулы-Е являются выходцами из Формулы-1 и IndyCar-500.
  2. Чемпионат Electric GT – соревнование, впервые проведённое в 2018г. На нём соревнуются гоночные авто, созданные на базе серийных спорткаров, таких, как «Тесла» Model S.
  3. Ралли Red Bull, класс электромобилей. Впервые отдельная «электрическая» версия ралли «Рэд Булл» стартовала в 2019г.
  4. Шоссейные автогонки Pikes Peak, проводящиеся в американском Колорадо, уже в течение пяти лет предусматривают отдельные соревнования электромобилей.

Гоночные болиды на электрической тяге

Спортивные автомобили на электрической тяге тоже не новость: многие из таких электрокаров готовы бросить вызов знаменитым «Феррари», «Ламборгини» и «Бугатти» в плане скоростных характеристик и динамики. Но вот гоночные болиды с электродвигателем и по сей день являются экзотикой. Рассмотрим подробнее самые интересные модели гоночных спорткаров, специально созданных для участия в различных соревнованиях и чемпионатах.

Lola-Drayson B12/69EV

Этот британский болид стал первым в мире электромобилем, специально созданным для участия в престижных гонках «Ле-Ман-24». Этот суперкар на электрической тяге способен развивать максимальную скорость до 320 км/ч, а стрелку спидометра от 0 до 100 он кладёт менее, чем за 3 с. Общая мощность, выдаваемая ходовыми электромоторами, превышает 850 л.с.

Спортивные электрокары

Уникальна и энергетическая установка Lola-Drayson B12/69EV, представляющая литий-нанофосфатную АКБ с оригинальной системой зарядки. Чтобы подзарядить батарею, достаточно заехать на специальную платформу, которая передаёт энергию беспроводным способом, при помощи электромагнитной индукции.

Формула-Е Gen 2

«Электрическая» Формула-Е регулярно проводится уже с 2012 года. Основное условие этих самых престижных гонок для электрических болидов: все пилоты выступают на авто одной модели, специально сконструированной для этих соревнований. В 2017г. руководство гонок официально представило новую модель электроболида Формулы-Е, второго поколения. Создатели особо не затруднялись над выбором имени своему детищу, назвав его просто «Поколение-2» («Дженерэйшн-2»), или сокращённо Gen 2.

Спортивные электрокары

Новый болид обладает такими характеристиками:

  • Масса – 890 кг.
  • Мощность – 250 киловатт.
  • Скорость – 225 км/ч.
  • Динамика ускорения – 3с от 0 до 100 км/ч.
  • Ёмкость ходовой АКБ – 54 кВт.

Данный болид является продуктом сотрудничества сразу нескольких автогигантов: «Макларен» отвечает за электродвигатели, трансмиссию и электронную начинку. «Уильямс» обеспечивает разработку и поставку тяговых АКБ. «Рено» занимается отладкой и подгонкой всех систем друг к другу. Шасси спроектированы компанией Dallara.

«Тойота» TS040 Hybrid Race Car

Гоночный автомобиль TS040-Hybrid от «Тойоты» не является полноценным электрокаром: он выполнен по гибридной схеме, где бензиновый 3,7-литровый ДВС работает в паре с электромотором. Вместе пара выдаёт суммарную мощность в 990 л.с. Создан этот суперкар был на базе бензинового гоночного болида TS040, участвующего в гонах «Ле-Ман-24», специально для соревнований FIA World Endurance. Они были организованы в 2014г., как своеобразный «полигон» по отработке электрических технологий в автомобилестроении.

Спортивные электрокары

«Ниссан» ZEOD-RC

Этот японский гоночный болид был разработан специально для гонок «24 часа Ле-Манна». Создан он, как и TS040-Hybrid, по гибридной схеме, и оснащался компактным, но весьма мощным 1,5-литровым ДВС и двумя электромоторами. Турбированный бензиновый двигатель при общей массе в 40 кг выдавал мощность в 400 л.с., а электромоторы в паре давали ещё 220 киловатт. В качестве энергоисточника использовались батареи ёмкостью 24 кВт в час.

Спортивные электрокары

Максимальная скорость, которую показал ZEOD-RC на трассе, превысила 300 км/ч. Спорткар принял участие в заезде «Ле-Манн-24» в 2014 году, но, к сожалению, дойти до финиша не смог в связи с поломкой коробки передач. Тем не менее, «Ниссан» смог пройти знаменитый круг «Ле-Мана», известный Circuit de la Sarthe, протяжённостью в 13,6 км, исключительно на электрической тяге.

Monster-SportE-RUNNER

Данный гоночный электромобиль был создан японской компанией Monster-Sport, возглавляемой Нобухиро Таджимой, специально для участи в гонках Pikes-Peak. Суть этого соревнования, проводимого в Колорадо, состоит в скоростном заезде по шоссейной трассе на вершину горы Пайкс-Пик (высота – 1440м). Это трасса отличается повышенной сложностью: помимо постоянного движения в гору, она имеет 156 поворотов на 20 км пути.

Спортивные электрокары

В 2013г. Monster-Sport E-RUNNER стал победителем в этом соревновании, преодолев подъём за 9,4 минуты и оставив позади всех соперников. Одноместный болид оснащён электрической силовой установкой, способной выдавать пиковую мощность в 670 л.с. Питают её АКБ HI-MLiX от «Мицубиси», имеющие объём 40 киловатт. Корпус изготовлен в алюминиевой рамы, снаружи обшитой углепластиковыми панелями. Точные технические данные электроболида не разглашаются, но предполагается, что он способен развивать скорость свыше 250 км/ч.

«Йокогама» Summit HER-02

Этот спортивный багги также был принимает участие в заездах на Пайкс-Пик, правда пока не добивался столь впечатляющих показателей, как «Монстр» Таджимы. Лучшее время, с которым спорткар «Йокогамы» выиграл эти соревнования – 13 минут 17 секунд, в 2010г. Дебютный же старт электрокара произошёл на зимней высокогорной гоночной трассе Tokachi Speedway в Японии. Масса электрического болида составляет 1,1 тонны, мотор выдаёт 245 л.с. Питают асинхронный электродвигатель литий-ионные АКБ ёмкостью в 37 киловатт/час.

Спортивные электрокары

«Мицубиси» MiEV Evolution III

Японский электрический болид «Эволюция» от корпорации «Мицубиси» впервые вышел на трассу в 2014г. С тех пор автомобиль непрестанно модернизируется и улучшается, от одних гоночных соревнований к другим. На сегодня его эксплуатационно-технические характеристики выглядят следующим образом:

  • Полная масса – 1400 кг.
  • Силовая установка – 3 электродвигателя. 1 приводит в движение передние колёса, а 2 остальных – задние.
  • Мощность 536 л.с.
  • Ёмкость АКБ – 40 кВт в час.
  • Максимальная скорость – 225 км/ч.

Спортивные электрокары

«Тесла» Drive e0 PP02

Не обошлись гонки к вершине Пайкс-Пик и без участия флагмана американской индустрии электромобилестроения, суперкара «Тесла». Правда, сама компания Илона Маска к этому не имеет никакого отношения. На модернизированной «Тесле» Модель-S выступала латвийская команда тюнинг-центра Drive-e0. Собственно для подобных гонок даже такой заряженный супеэлектромобиль, как серийная «Тесла» Модель-S, не очень подходит.

Спортивные электрокары

Поэтому латышам пришлось потрудиться, чтобы превратить серийный шоссейник в настоящий гоночный автомобиль. Drive e0 PP02 оснащается двумя электромоторами, выдающими на пике 500 л.с., и АКБ ёмкостью в 40 кВт в час. Правда, добиться успеха этому автомобилю в заезде не удалось из-за неопытности латвийского гонщика. Попав в аварию, «Тесла» сошла с трассы, заняв в итоге всего лишь 96 место.

Nuna-7

Ещё одна интересная модель гоночных электромобилей – Nuna-7 из Австралии. Особенностью её является отсутствие тягового аккумулятора: в качестве энергетической установки используются солнечные батареи. Создан автомобиль был для участия в гонках Дарвин-Аделаида, проводящихся на шоссе, пересекающем великую австралийскую пустыню Виктория с севера на юг. Участвовать в заездах могут только авто, использующие для движения солнечную энергию.

Спортивные электрокары

Nuna-7 уже несколько лет выигрывает чемпионат, в последний раз преодолев дистанцию в 3,1 тыс. км за 33 часа. Конечно, для гоночных машин с ДВС, и для электрокаров с ходовыми АКБ такой показатель далеко не рекордный. Но среди «солнечных» авто Nuna-7 является непревзойдённым фаворитом. Масса машины составляет 190 кг, а максимальная скорость превышает 100 км/ч.

И это лишь небольшое количество гоночных электрокаров, созданных за последние годы. Это направление привлекает многих мировых конструкторов, прежде всего, как способ широкой популяризации электрических технологий в автомобилестроении. Думается, что в уже ближайшее время электрические болиды смогут на равных состязаться с бензиновыми суперкарами на гоночных трассах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector